Войска территориальной обороны создают в Казахстане
                            Токаев подписал закон от 30 июня 2025 года "О территориальной обороне республики Казахстан" и сопутствующие поправки, сообщает prosud.kz.
Законом определен ряд понятий:
- зона территориальной обороны – часть территории РК, определенная границами соответствующих областей, городов республиканского значения, столицы;
 - план территориальной обороны – комплект взаимосвязанных документов, определяющий порядок проведения мероприятий по подготовке, развертыванию и функционированию территориальной обороны;
 - доброволец – гражданин РК, зачисленный на добровольной основе в формирование самообороны, за исключением случаев, установленных законами РК;
 - территориальные органы территориальных войск Вооруженных Сил РК – тактические органы военного управления областей, городов республиканского значения, столицы и их подразделения, функционирующие в мирное время на правах воинских частей Вооруженных Сил РК;
 - территориальные войска Вооруженных Сил РК (территориальные войска) – органы военного управления, воинские части и их подразделения, являющиеся составной частью Вооруженных Сил РК, сформированные в пределах границы административно-территориальной единицы и предназначенные для выполнения задач территориальной обороны РК;
 - объекты территориальной обороны РК (объекты территориальной обороны) – объекты военного и государственного значения, а также иные объекты независимо от форм собственности;
 - территориальная оборона РК (территориальная оборона) – совокупность военных и общегосударственных мер в системе обороны, осуществляемых силами территориальной обороны в период мобилизации, военного положения и в военное время;
 - формирование самообороны – формирование, образуемое и комплектуемое органами военного управления в период военного положения и в военное время из числа добровольцев для участия в подготовке и выполнении задач территориальной обороны.
 
Целью территориальной обороны является защита населения, объектов территориальной обороны и территории Республики Казахстан от действий противника в период мобилизации, военного положения и в военное время.
Задачами территориальной обороны являются:
- охрана и оборона территории Республики Казахстан, населенных пунктов, защита населения;
 - охрана и оборона объектов территориальной обороны в соответствии с планами территориальной обороны;
 - участие в обеспечении режима военного положения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях;
 - участие в боевых действиях, в том числе в пограничном пространстве Республики Казахстан;
 - участие в борьбе с десантными и диверсионно-разведывательными силами противника и террористическими группами;
 - ведение вооруженной борьбы на временно захваченной (оккупированной) противником территории РК;
 - иные задачи в соответствии с законами РК.
 
Территориальная оборона строится на принципах:
- законность;
 - единоначалие;
 - территориальность и массовость;
 - единство подходов к организации территориальной обороны;
 - обязательность проведения мероприятий территориальной обороны;
 - достаточность финансирования мероприятий территориальной обороны;
 - минимальность времени на развертывание и приведение сил территориальной обороны в готовность к действиям.
 
В целях выполнения задач территориальной обороны проводятся следующие мероприятия:
- планирование территориальной обороны;
 - принятие перечня объектов территориальной обороны;
 - разработка и утверждение нормативных правовых актов РК в сфере территориальной обороны;
 - создание, укомплектование, оснащение и поддержание сил территориальной обороны в готовности к выполнению задач территориальной обороны;
 - подготовка к выполнению задач территориальной обороны местных исполнительных органов, населения и сил территориальной обороны;
 - обеспечение и содержание инженерно-технической укрепленности и противодиверсионной безопасности объектов территориальной обороны;
 - организация взаимодействия между центральными и местными исполнительными органами, государственными органами РК, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту РК, организациями независимо от форм собственности, а также силами территориальной обороны;
 - специальное развертывание территориальных войск;
 - охрана и оборона населенных пунктов, объектов территориальной обороны в соответствии с планами территориальной обороны;
 - усиление охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
 - планирование и проведение эвакуационных мероприятий в соответствии с законодательством РК о гражданской защите;
 - заблаговременное информирование и оповещение населения о непосредственной угрозе безопасности;
 - организация связи в соответствии с законодательством РК;
 - руководство силами территориальной обороны;
 - иные мероприятия, предусмотренные правилами подготовки и ведения территориальной обороны РК.
 
План территориальной обороны РК является составной частью плана обороны РК и включает в себя планы зон территориальной обороны. План территориальной обороны РК разрабатывается Генеральным штабом Вооруженных Сил РК.
В свою очередь планы зон территориальной обороны разрабатываются и утверждаются акимами областей, городов республиканского значения, столицы по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил РК.
Планы территориальной обороны административно-территориальных единиц (села, поселка, сельского округа, района в городе, города, района) в случае необходимости разрабатываются и утверждаются акимами соответствующих административно-территориальных единиц по согласованию с акимами областей, городов республиканского значения, столицы, и являются составной частью планов зон территориальной обороны.
Граждане РК в период военного положения и в военное время имеют право на добровольное участие в проведении мероприятий территориальной обороны путем вступления в формирования самообороны в соответствии с правилами подготовки и ведения территориальной обороны РК.
Зачисление граждан РК добровольцами в формирования самообороны не является основанием для освобождения от призыва на воинскую службу.
Граждане РК в период мобилизации и военного положения, а также в военное время привлекаются к выполнению задач территориальной обороны.
Граждане Республики Казахстан в период мобилизации, военного положения и в военное время принимают участие в работах оборонного характера, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных, разрушенных объектов, систем жизнеобеспечения населения.
Граждане РК, состоящие на воинском учете, с момента объявления мобилизации, введения режима военного положения, а также в военное время выезд за пределы населенного пункта осуществляют на основании письменного разрешения соответствующего руководителя местного органа военного управления.
Территориальные войска в пределах своей компетенции:
- осуществляют охрану и оборону территории РК, населенных пунктов и защиту населения;
 - осуществляют охрану и оборону объектов территориальной обороны в соответствии с планами территориальной обороны;
 - участвуют в усилении охраны и обороны участков Государственной границы РК;
 - участвуют в охране и сопровождении эвакуируемого населения и грузов;
 - участвуют в охранных мероприятиях в период пребывания охраняемых лиц в зоне ответственности;
 - участвуют в боевых действиях, в том числе пограничном пространстве Республики Казахстан;
 - участвуют в борьбе с десантными и диверсионно-разведывательными силами противника и террористическими группами;
 - ведут вооруженную борьбу на временно захваченной (оккупированной) противником территории РК;
 - выполняют иные функции, предусмотренные настоящим законом, иными законами РК, актами президента РК и правительства РК.
 - Территориальные войска имеют право применять оружие и военную технику, специальные средства, служебных собак, а также физическую силу в соответствии с законами РК в части, касающейся условий, порядка и предела их применения.
 
Формирования самообороны:
- содействуют ВС РК, территориальным органам полиции (сотрудникам полиции) в охране и обороне населенных пунктов, объектов территориальной обороны, защите населения;
 - содействуют местным исполнительным органам в проведении мероприятий территориальной обороны;
 - участвуют в охране и сопровождении эвакуируемого населения и грузов;
 - участвуют в вооруженной борьбе на временно захваченной (оккупированной) противником территории РК;
 - создают благоприятные условия для применения войск ВС РК, а также снижения эффективности применения войск (сил) противника;
 - выполняют иные функции.
 
Формирования самообороны образуются под руководством уполномоченного представителя органа военного управления, а в случае его отсутствия – представителя правоохранительного органа или представителя местного исполнительного органа.
Подготовка руководителей формирований самообороны осуществляется заблаговременно Вооруженными Силами РК.
Материальное обеспечение мероприятий территориальной обороны организуется и осуществляется центральными и местными исполнительными органами, а также организациями независимо от форм собственности в соответствии с законодательством РК.
При проведении мероприятий территориальной обороны, организуемых местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, размещение, питание и банно-прачечное обслуживание военнослужащих, проходящих воинскую службу в территориальных войсках, а также военнообязанных осуществляются соответствующими местными исполнительными органами.
При проведении мероприятий территориальной обороны, организуемых уполномоченным органом, размещение, питание и банно-прачечное обслуживание военнообязанных территориальных войск осуществляются уполномоченным органом.
Также законом регламентирован государственный контроль в сфере территориальной обороны.
Закон вводится в действие с 31 августа.
Также Токаев подписал сопутствующие поправки.
В частности, в законе "О транспорте" появилась новая статья, которая регламентирует вопросы технического прикрытия путей сообщений.
Говорится, что техническое прикрытие путей сообщений выполняется в порядке, определяемом правительством
В целях устранения ситуаций, угрожающих национальной безопасности РК, государственные органы в пределах компетенции, установленной законодательством РК, принимают нормативные правовые акты по вопросам технического прикрытия путей сообщений.
В пределах компетенции государственные органы или лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами транспортной инфраструктуры, обязаны планировать, обеспечивать и проводить техническое прикрытие путей сообщений. При этом финансирование технического прикрытия путей сообщений осуществляется в порядке, определяемом законодательством РК в области мобилизационной подготовки и мобилизации, для финансирования мобилизационной подготовки, мобилизационных органов и мобилизации.
Уполномоченный государственный орган совместно с уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства обеспечивает накопление технической, проектной документации, обосновывающих материалов и материалов, необходимых для строительства и восстановления объектов транспортной инфраструктуры в мирное и в военное время.
Техническому прикрытию подлежат магистральные пути, автомобильные дороги международного, республиканского и областного значения, расположенные на них мосты и тоннели, железнодорожные узлы, порты, гидротехнические и водохозяйственные сооружения, используемые для судоходства, и шлюзы, расположенные на внутренних водных путях, аэродромы, магистральный трубопровод.
При этом, под техническим прикрытием понимается комплекс специальных мероприятий, проводимых в мирное и в военное время на путях сообщений в целях обеспечения функционирования и быстрого восстановления после разрушений.
Под путями сообщений понимаются пути (автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути, воздушные трассы), сооружения и устройства на них, обеспечивающие прием и отправление транспортных средств (воздушных судов), перемещение людей и грузов между пунктами отправления и назначения;
Под железнодорожными узлами понимается пункт пересечения нескольких железнодорожных линий, представляющий собой комплекс технических сооружений и устройств сортировочных, грузовых и пассажирских станций, соединительных путей между станциями, обходных путей, станционных сооружений для пассажиров, депо, технических станций для ремонта и экипировки железнодорожного состава.
Закон вводится в действие с 31 августа.