Как разработать правила эксплуатации гидротехнического сооружения

И.о. министра водных ресурсов и ирригации приказом от 29 июля 2025 года утвердил Правила разработки правил эксплуатации гидротехнического сооружения, сообщает prosud.kz.
Правила определяют порядок разработки правил эксплуатации гидротехнического сооружения (ГТС) с учетом требований к безопасному использованию потенциально опасных ГТС, разрушение или повреждение которых может повлечь аварийные ситуации, представляющие угрозу причинения жизни и здоровью людей, окружающей среде, материального ущерба физическим и юридическим лицам.
Правила эксплуатации ГТС разрабатываются, утверждаются его собственником (владельцем) и хранятся у собственника (владельца) в оригинале.
Структура правил эксплуатации ГТС включает следующие главы:
- организация эксплуатации;
- техническое обследование и осмотры;
- обеспечение безопасности эксплуатации;
- процедура вывода из эксплуатации;
- документация и отчетность.
Собственник (владелец) обеспечивает внесение электронных вариантов правил эксплуатации в бассейновую водную инспекцию по охране и регулированию использования водных ресурсов (далее – бассейновая водная инспекция) для включения в реестр водохозяйственных и ГТС.
Для вновь строящихся ГТС правила эксплуатации разрабатываются на стадии проектирования.
После проведения модернизации, технического перевооружения, реконструкции, текущего или капитального ремонта ГТС, правила эксплуатации подлежат переутверждению.
В главе "Организация эксплуатации" содержатся:
- нормативная база, область применения ГТС, местоположение и характеристика ГТС, принципы эксплуатации, ответственные лица, процесс эксплуатации ГТС;
- нормы эксплуатационных нагрузок для ГТС, режим эксплуатации ГТС в соответствии с их проектными характеристиками, фактическим состоянием, условиями эксплуатации, сроками их службы и назначением каждого ГТС;
- процедура изменения режима эксплуатации ГТС;
- процедура выполнения текущего и капитального ремонтов, замена основного и вспомогательного оборудования, реконструкция;
- требования к подрядным организациям, осуществляющим капитальный ремонт и реконструкцию ГТС.
Процесс эксплуатации ГТС оформляется технической документацией. Изменение режима эксплуатации ГТС оформляется распорядительным документом собственника (владельца) с уведомлением в течение трех рабочих дней бассейновой водной инспекции.
В главе "Техническое обследование и осмотры" содержится процедура обследования технического состояния, в том числе объектов инженерно-технического обеспечения функционирования.
Для проведения обследования технического состояния ГТС собственник (владелец) разрабатывает график и программу обследования.
По итогам обследования технического состояния ГТС составляется план ремонтных работ, который также содержит мероприятия, направленные на сокращение потерь и утечек воды.
Для проведения периодических технических осмотров, а также очередных и внеочередных обследований ГТС собственником (владельцем) создается комиссия, в состав которой входят представители собственника (владельца), проектных организаций, местных исполнительных органов, ведомства уполномоченного органа в области охраны и использования водного фонда (далее – уполномоченный орган), общественных объединений.
Периодичность технических осмотров устанавливается не реже одного раза в год, результаты регулярных технических осмотров заносятся в журнал.
В главе "Обеспечение безопасности эксплуатации" указываются меры:
- по охране труда, пожарной безопасности;
- созданию и поддержанию в постоянной готовности локальных систем оповещения гражданской защиты; обеспечению квалифицированного персонала;
- поддержанию в исправном состоянии и соблюдению сроков государственной аттестации оборудования и аппаратуры для учета потребления и сброса вод;
- созданию запасов материально-технических ресурсов.
В главе "Процедура вывода из эксплуатации" содержатся основание и процедура принятия решения о выводе ГТС из эксплуатации.
При выводе из эксплуатации ГТС собственник (владелец) в течение трех рабочих дней информирует об этом бассейновую водную инспекцию. Вывод из эксплуатации ГТС оформляется актом вывода ГТС из эксплуатации по заключению рабочей комиссии, создаваемой собственником (владельцем). Состав рабочей комиссии состоит из представителей местных исполнительных органов, ведомства уполномоченного органа, проектных организаций, общественных объединений.
В главе "Документация и отчетность" указывается информация по хранению у собственника (владельца) ГТС документации и отчетности по эксплуатации ГТС.
Приказ введен в действие с 6 августа.