Где применяют воинские части гражданской обороны в мирное время

Министр по чрезвычайным ситуациям приказом от 22 августа 2025 года внес изменения в Правила применения воинских частей гражданской обороны в мирное время, сообщает prosud.kz.
Основными задачами воинских частей гражданской обороны в мирное время являются:
- ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории РК;
- организация боевой, мобилизационной и политической подготовки;
- выполнение работ по жизнеобеспечению населения в зонах чрезвычайных ситуаций;
- участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение охраны и обслуживания пунктов управления, находящихся в ведении уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
- перевозка, сопровождение и охрана грузов, доставляемых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе и в иностранные государства;
- осуществление мероприятий по подготовке к мобилизационному развертыванию и приведению в высшие степени боевой готовности;
- поддержание в готовности учебных объектов, полигонов;
- защита сотрудников, военнослужащих и работников органов гражданской защиты, а также средств гражданской защиты при введении чрезвычайного положения и проведении антитеррористической операции;
- отражение вооруженного нападения на охраняемые караулы, объекты, помещения и сооружения воинских частей гражданской обороны, территориальных органов уполномоченного органа, его ведомств, территориальных подразделений ведомства уполномоченного органа в области промышленной безопасности, подведомственной организации системы государственного резерва при введении чрезвычайного положения и проведении антитеррористической операции.
В воинских частях гражданской обороны создаются подразделения специального назначения для выполнения задач, указанных в подпунктах 2), 5), 6), 7), 8), 9) и 10) указанных выше.
Правила дополнены новой главой, которая определяет порядок применения воинских частей гражданской обороны.
Так, говорится, что при получении информации о возникновении угрозы или факте чрезвычайной ситуации оперативный дежурный Командного центра стратегического планирования и оперативного управления МЧС, а также дежурные смены территориальных органов уполномоченного органа фиксируют поступившие сведения (сообщение, донесение, сигнал) и осуществляют их первичную регистрацию.
При подтверждении угрозы дежурные территориальных органов уполномоченного органа осуществляют прямое оповещение воинских частей гражданской обороны о необходимости приведения в готовность, одновременно передавая информацию в Командный центр стратегического планирования и оперативного управления МЧС.
Территориальные органы уполномоченного органа проводят анализ поступивших данных, определяют характер и масштаб чрезвычайной ситуации, возможное количество пострадавших, объем сил и средств, необходимых для реагирования. Итоговый доклад направляется в Командный центр стратегического планирования и оперативного управления МЧС для последующего доклада курирующему вице-министру.
На основании доклада оперативного дежурного Командного центра стратегического планирования и оперативного управления МЧС курирующий вице-министр принимает решение о привлечении воинских частей гражданской обороны, определяет задачи, место и сроки выполнения мероприятий.
При получении распоряжений курирующего вице-министра командование воинских частей гражданской обороны доводит до командиров подразделений задачи, формируют боевые расчеты, распределяет силы и средства, организовывают инструктаж личного состава, взаимодействие с местными исполнительными органами, осуществляют выдвижение в район чрезвычайной ситуации, развертывают пункты управления и обеспечивают связь с Командным центром стратегического планирования и оперативного управления МЧС, КГОиВЧ и местными исполнительными органами.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций регионального масштаба решение о применении воинских частей гражданской обороны принимает Председатель КГОиВЧ с последующим докладом курирующему вице-министру.
Приказ вводится в действие с 9 сентября.