Минобороны утвердило правила эксплуатации подъездных путей для военных перевозок

Сегодня, 11:38
Автор материала: Эльмира Караева
КТЖ, Казахстанские железные дороги, поезд, поезда, вагон, вагоны, ЖД, железнодорожный вокзал Фото: пресс-служба КТЖ

Министры обороны и транспорта совместным приказом от 21 ноября 2025 года утвердили Правила эксплуатации, обслуживания, содержания, ремонта и планирования строительства подъездных путей, используемых Министерством обороны, сообщает prosud.kz.

Ветвевладелец министерства обороны на каждый подъездной путь оформляет следующие документы:

  • договор на подачу-уборку вагонов;
  • инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути;
  • два экземпляра технической документации, включающей в себя технический паспорт, продольный профиль пути, чертежей искусственных сооружений и масштабной схемы-плана с нанесенными на ней местами погрузки-выгрузки (разгрузки), с указанием специализации путей и складских площадей.

Первый экземпляр технической документации остается у ветвевладельца Министерства обороны, второй экземпляр передается Национальному оператору инфраструктуры при заключении договора на услуги подъездного пути.

Отношения между перевозчиком и ветвевладельцем Министерства обороны регулируются договором на подачу-уборку вагонов, заключаемых сроком на пять лет.

Обслуживание подъездного пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте и включает в себя изучение причин появления неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению.

Основными работами по обслуживанию подъездных путей являются:

  • осмотры и диагностика пути (кроме отдельных видов, входящих в предпроектное обследование);
  • осмотры и диагностика искусственных сооружений (кроме отдельных видов, входящих в предпроектное обследование);
  • одиночная замена дефектных рельсов, шпал, брусьев, скреплений и элементов стрелочных переводов;
  • выправка, подбивка и рихтовка пути в локальных местах;
  • регулировка ширины колеи;
  • разрядка температурных напряжений в плетях бесстыкового пути;
  • ликвидация одиночных выплесков (вырезка ниже основной площадки загрязненного балласта с заменой на чистый);
  • исправление пути на пучинах;
  • снего-, водо-, пескоборьба;
  • сварка стыков, в том числе в местах временного восстановления плетей бесстыкового пути;
  • наплавка и науглероживание крестовин, наплавка рельсов в местах дефектов;
  • перекладка рельсов с боковым износом в кривых и из кривых в прямые с заменой рабочего канта и наоборот;
  • очистка пути;
  • содержание искусственных сооружений;
  • содержание снего-, ветро заборов;
  • обслуживание переездов;
  • содержание сигнальных и дорожных знаков;
  • пополнение стеллажей покилометровым запасом материалов по норме.

Осмотры и диагностика проводятся комиссией, создаваемой ветвевладельцами Министерства обороны с включением в состав комиссии своего представителя, органов военных сообщений, районных эксплуатационных частей, перевозчика и Национального оператора инфраструктуры (по согласованию) два раза в год в весенний и осенний периоды.

На подъездных путях или участках путей выполняются усиленные подъемочные, средние, усиленные средние и капитальные виды ремонтов.

Усиленный подъемочный ремонт выполняется на подъездных путях или участках путей, требующих сплошной выправки пути и замены отдельных элементов материалов верхнего строения пути.

Средний ремонт назначается на подъездных путях или участках путей, требующих восстановления несущей способности балластной призмы, замены дефектных шпал и элементов скреплений и повышения степени равнопрочности верхнего строения пути.

Усиленный средний ремонт пути выполняется на подъездных путях или участках путей, на которых ранее не проводилась реконструкция железнодорожного пути, размеры балластной призмы не соответствуют требованиям, обочины отсутствуют или имеют размер менее установленного, разделительные покрытия на основной площадке земляного полотна отсутствуют.

Капитальный ремонт назначается в исключительных случаях, при необходимости полной замены рельсов и стрелочных переводов, восстановления несущей способности балластной призмы.

Планирование строительства новых подъездных путей осуществляется при отсутствии возможности выполнения погрузки (выгрузки) вне пределов территории воинской части и доставки воинских грузов автомобильным транспортом.

Разработка тактико-технических заданий на строительство подъездных путей Министерства обороны, а также выбор земельных участков под их строительство осуществляется с учетом:

  • предполагаемого грузооборота подъездного пути и пропускной способности прилегающих к станции примыкания железнодорожных участков;
  • путевого развития и условия работы железнодорожной станции примыкания, эксплуатационные требования в обслуживании объекта железнодорожными перевозками, а также развитие локомотивного и вагонного хозяйства;
  • возможности укладки подъездного пути наименьшей длины, вне полосы отвода железной дороги, без выполнения значительных по объему земляных работ и при минимально необходимом количестве искусственных сооружений.

Приказ вводится в действие с 16 декабря.