Как субъектам финмониторинга вести личный кабинет: в АФМ утвердили правила

Сегодня, 16:17
Автор материала: Эльмира Караева
Ноутбук, работа за ноутбуком, дистанционная работа, работа на ноутбуке, удаленная работа, фриланс Фото: pexels

И.о. председателя Агентства РК по финансовому мониторингу приказом от 8 декабря 2025 года утвердил Правила ведения личного кабинета, сообщает prosud.kz.

Правилами определено понятие:

  • личный кабинет – профиль пользователя (субъекта финансового мониторинга) на выделенных каналах связи уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (портал), обеспечивающий электронное взаимодействие его пользователей (субъектов финансового мониторинга) с уполномоченным органом.

В документе говорится, что субъекты финансового мониторинга регистрируются в личном кабинете на Портале вне зависимости от наличия информации и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу.

Заявитель при регистрации в личном кабинете вводит на Портале индивидуальный идентификационный номер/бизнес идентификационный номер (ИИН/БИН).

Портал автоматически сверяет введенный заявителем ИИН/БИН на предмет соответствия видам деятельности субъекта финансового мониторинга.

При соответствии деятельности заявителя видам субъектов финансового мониторинга личный кабинет авторизуется и пользователь (субъект финансового мониторинга) допускается к заполнению данных, включающих сведения об организации, о лицах и работниках (при наличии), ответственных за реализацию и соблюдение правил внутреннего контроля.

Достоверность заполненных данных подтверждается ЭЦП пользователя (субъекта финансового мониторинга).

В случае несоответствия деятельности заявителя с видами субъектов финансового мониторинга на Портале отображается окно о необходимости направления подтверждающих документов на электронную почту уполномоченного органа в течение 3 рабочих дней.

Подтверждающими документами являются:

  • лицензия, уведомление о начале деятельности, сертификат, удостоверяющий профессиональную квалификацию, документ, подтверждающий обязательное членство/участие в организациях (при наличии таких обязательств);
  • устав юридического лица (при наличии).

Уполномоченный орган рассматривает подтверждающие документы и в течение 3 рабочих дней принимает одно из следующих решений:

  • об авторизации личного кабинета;
  • о мотивированном отказе в авторизации личного кабинета.

Решение о мотивированном отказе в авторизации личного кабинета принимается при несоответствии подтверждающих документов заявителя с видами субъектов финансового мониторинга и направляется на его электронный адрес.

Субъекты финансового мониторинга размещают в личном кабинете:

  • результаты оценки степени подверженности услуг (продуктов) рискам легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (ОД/ФТ/ФРОМУ);
  • правила внутреннего контроля;
  • сертификат о прохождении тестирования на знание законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Личный кабинет обеспечивает доступ субъектам финансового мониторинга к информации и документам, необходимым для осуществления финансового мониторинга.

Пользователи (субъекты финансового мониторинга) предоставляют в уполномоченный орган посредством личного кабинета сведения, информацию об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, а также документы, подтверждающие исполнение требований, установленных законодательством о ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Приказ вводится в действие с 26 декабря.