Как доказать гарантийный случай при поломке товара

18.10.2022
Алан Марат
gov.kz
Читайте нас в

Казахстанец приобрел товар и захотел узнать, отвечает ли продавец за качество товара в период гарантийного срока, а также как воспользоваться гарантией при должном пользовании товаром, сообщает prosud.kz.

На вопросы казахстанского потребителя ответили юристы. 

Ответственность продавца за качество товара

Согласно п. 5 ст. 1 закона «О защите прав потребителя», продавец гарантирует качество товара при условии его надлежащего использования и хранения.

Согласно ст. 425 Гражданского кодекса, в случае, когда договором предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям к качеству данного вида товаров, предусмотренным законодательством, в течение гарантийного срока. 

В соответствии с пп. 4-5 п. 1 ст. 428 ГК, клиент может потребовать от продавца, предоставившего некачественную технику, замену товара ненадлежащего качества или возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Продавец отвечает за недостатки товара в течение гарантийного срока при условии его надлежащего использования покупателем.

Как получить гарантию, при условиях надлежащего пользования товаром

Можно провести независимую экспертизу техники с целью выявления причины поломки. В случае, если независимая экспертиза установит наличие неисправностей, не связанных с ненадлежащим использованием техники, клиент может направить продавцу претензию, приложив результаты экспертизы. 

Если же урегулировать спор в досудебном порядке не удастся, то, согласно п. 1 ст. 9 ГК, потребитель вправе обратиться за защитой своих гражданских прав в суд через подачу иска по месту нахождения продавца. 

В соответствии с п. 1 ст. 148 Гражданского процессуального кодекса, иск подается в суд первой инстанции в письменной форме либо в форме электронного документа через судебный кабинет.

Согласно п. 1 ст. 149 ГПК, к иску прилагаются:

  • копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц.
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 610 Налогового кодекса, госпошлина для физических лиц составляет 1% от суммы иска. 
  • доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя, в случае, если интересы потребителя будет представлять третье лицо. 
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Нужно приложить к иску чек на покупку техники, гарантию, и результаты независимой экспертизы. 
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. Нужно приложить досудебные претензии, которые были направлены продавцу, а также (если имеются) ответы на данные претензии.

Также можно подать жалобу в территориальный департамент по защите прав потребителей.