Цифровизация в работе юриста: советы эксперта
Автоматизация процессов, использование big data и возможности AI меняют структуры юридической работы и в целом судебной системы страны. О том, как проходит цифровизация в этой сфере, корреспонденту prosud.kz рассказал юрист Булат Пономарев, автор телеграм-канала «Аспекты права: Казахстан» и управляющий партнер юридической компании «Пономарев, Чичков и партнеры»
Цифровизация затронула все сферы жизни, и юриспруденция не стала исключением.
О том, какие новые возможности открывает информационная революция в области права, мы поговорили с Булатом Пономаревым, который дает рекомендации коллегам, как взять на вооружение новые технологии, оптимизировать работу, сократив время, затраты и повысив качество исполнения.
Цифровизация в корне изменила структуру юридической работы и подход к ней. На мой взгляд, она значительно облегчила и оптимизировала все процессы, как в частном, так и в государственном секторе, поэтому я расцениваю цифровизацию в юриспруденции исключительно с положительной стороны. За последние 10−15 лет было внедрено большое количество механизмов, которые упростили работу и при этом сделали ее более прозрачной. Сегодня у нас есть супер-сервис «Судебный кабинет», единый для всех видов судопроизводства, через который можно как подавать документы, так и знакомиться с судебными актами и получить иную дополнительную информацию. Плюс возможность оформлять электронные доверенности, что значительно упрощает «логистику». Возможность участия в судебных заседаниях в режиме онлайн — тоже весьма удобно. Сегодня судопроизводство чаще всего осуществляется через видеозвонки в WhatsApp, — Булат Пономарев
Ресурсы «must have»
Спикер является автором вебинара по цифровизации, поэтому мы попросили его дать рекомендации коллегам, о том, как имплементировать опыт в повседневную работу.
Я рекомендую коллегам пользоваться справочными правовыми системами, такими как «Адилет» и «Параграф», где публикуются все нормативно-правовые акты. Кроме того, есть портал «Открытые НПА», на котором можно ознакомиться с проектами нормативных правовых актов, чтобы понимать, какова динамика в развитии законотворчества и какие изменения нас ожидают в ближайшем будущем. Само собой, «Судебный кабинет» — это must have. Также есть «Еlicense», через который можно подавать документы на получение разрешений и лицензии. Сайт «Бюро национальной статистики» в свою очередь удобен для получения базовой информации о компании — потенциальном контрагенте.
Это далеко не исчерпывающий список. По возможности необходимо использовать все доступные ресурсы. Важно также упомянуть отраслевые сервисы. Например, если мы говорим про нотариат, то у него есть собственная база данных «ЕНИС», в которой они могут получить информацию даже о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, посмотреть наличие обременений. Миграционная служба использует базу данных «Беркут», через которую они могут отследить, когда человек заехал в страну, когда он выехал, нарушил ли он правила пребывания или нет. Специализированная база данных есть также у судебных исполнителей и многих других представителей юридической профессии, — Булат Пономарев
Заметно изменилась ситуация со сбором доказательной базы. Если раньше специалистам приходилось добывать данные «ногами», на что могли уходить дни и недели, то сейчас почти все можно сделать онлайн, не вставая с рабочего места.
Сегодня можно быстро собрать важные данные о компании и ее контрагентах. Посмотреть, какая у них финансовая и налоговая отчетность, кто учредитель, каков размер уставного капитала, кто руководитель, где юридический адрес и прочее. То есть мы можем, собственно говоря, проводить так называемый compliance, не выходя из дома, — Булат Пономарев
В юридической работе также стал большим подспорьем сервис e-Оtinish.kz.
Через этот сервис можно подавать обращения в любые госорганы и организации квазигоссектора. А также отслеживать статус обращения и исполнителя. Здесь установлены четкие дедлайны для предоставления ответов на обращения, которые пока на моей практике еще ни разу не нарушались, — Булат Пономарев
Как работать с big data?
С одной стороны, огромные объемы информации — это большие возможности. Но, с другой стороны, возникают сложности с обработкой такого объема и систематизацией этого процесса, чтобы не утонуть в этих гигабайтах данных.
Big data — это один из самых больших вызовов XXI века для всех, потому что мы получили доступ к такому объему информации, который мы не в силах проглотить и проанализировать, для этого всей жизни не хватит. Но есть способы оптимизации анализа. Допустим, опытный специалист может сразу дать корректный запрос поисковым системам по ключевым словам, и получить то, что ему действительно нужно. Тем, кто не имеет такого опыта, помогает искусственный интеллект, он позволяет упростить и ускорить обработку данных. И это самый простой способ анализа big data без потери времени. Но в этой ситуации важно следить за качеством ответов и всегда проверять данные от AI, особенно если это касается юриспруденции, — Булат Пономарев
ИИ в помощь!
Мы попросили эксперта рассказать, какие ИИ-ассистенты могут помочь в работе юристам.
Буквально недавно мне присылали список из 163 ресурсов, через которые можно генерировать информацию разных видов. Сейчас не пользоваться этими возможностями — недальновидно, поскольку это сильно оптимизирует многие рутинные рабочие процессы. Я не сторонник использовать какие-то конкретные сервисы, достаточно просто открыть тот же Chat GРТ или Gemini от Google, которые могут анализировать договоры, судебные акты и выявлять в них нарушения норм материального и процессуального права. Понятно, что это все надо перепроверять самому, а не слепо доверять ИИ. Но он может быть своего рода советником, который обратит ваше внимание на какие-то моменты. Интересный факт — чем больше вы будете работать с искусственным интеллектом, тем больше он будет учиться работать именно под вас. Это весьма занимательный процесс. Кстати, мы сейчас внедрили искусственный интеллект в Google Meet и используем его на всех консультациях, встречах и переговорах. AI анализирует беседы и выдает тезисы-резюме, которые мы потом используем в дальнейшей работе. Чисто юридически это также определенный способ фиксации того, кто что сказал, — Булат Пономарев
Спикер говорит, что не нужно бояться ИИ или видеть в нем конкурента, в ближайшие годы он точно не заменит человека, но может значительно помочь ему.