Назгуль Рахметуллина: О вычетах при подсчете незаконного дохода

05.08.2025
Автор материала: Алан Марат
Назгуль Рахметуллина Фото: Верховный Суд РК

Этот вопрос является актуальным в свете работы судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда над совершенствованием нормативного постановления "О некоторых вопросах применения судами законодательства по делам об уголовных правонарушениях в сфере экономической деятельности".

В п. 10 нормативного постановления есть положения, которые по моему мнению, противоречат друг другу.

Так, указано, что при определении имущественного дохода физического лица следует руководствоваться положениями п. 1 ст. 330 Налогового кодекса.

В данной ст. НК речь идет о доходе от прироста стоимости при реализации физическим лицом имущества. То есть, если правильно понимаю, это разница между затратами на приобретение (производство) товара и стоимостью при его реализации.

В то же время в нормативном постановлении указано, что доходом является вся сумма денежных средств или стоимость другого имущества, полученных от реализации товаров (работ, услуг) ❗️без вычета расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

Звучат доводы "за" и "против": должны ли быть вычеты из незаконного дохода, например, на приобретение криптовалюты.

Довод "за".

При включении всей стоимости проданной валюты доход исчисляется порой сотнями миллионов, миллиардами, тогда как фактическая прибыль намного меньше. Всё это влияет на квалификацию деяния и, соответственно, наказание и гражданские иски.

Довод "против".

Незаконная предпринимательская деятельность (при определенных обстоятельствах) является преступлением, а не обычным нарушением финансовой дисциплины. Насколько правильно распространять на преступное деяние положения Налогового Кодекса, регулирующего правоотношения с бизнеструктурами и гражданами, ведущими легальный бизнес?

Если еще раз посмотрим на ст. 330 НК, на которую есть ссылка в НП, то она начинается со слов: "К имущественному доходу физического лица, подлежащему налогообложению, относятся…".

То есть, в этой статье речь идет о доходе легально работающих граждан, который облагается налогом.

Возникает и такой вопрос. Если из незаконного дохода, полученного от предпринимательской деятельности без разрешения, лицензии, нужно производить вычеты, связанные с этой деятельностью, то как быть с запрещенными видами деятельности, которыми нельзя заниматься в любом случае и ответственность за которые также предусмотрена в ст. 214 УК.

Есть также ответственность по ст. 307 УК за организацию незаконного игорного бизнеса. Данная норма является специальной по отношению к ст. 214 УК.

Также часто звучат доводы, что необходимо вычесть из дохода выплаченные игрокам выигрыши.

Но тогда нужно вычесть и расходы по аренде помещения, зарплаты крупье и т.д. Однако это представляется абсурдным, ведь незаконный игорный бизнес-это преступление.

Международный опыт разный.

Приведу примеры по незаконному обороту криптовалюты.

Так, в Узбекистане, Кыргызстане, РФ, Беларуси, Франции, Германии доходом признается вся полученная выручка от продажи крипты.

В Таджикистане, Грузии, Китае доходом признается разница между ценой продажи и ценой покупки криптовалюты.

Председатель судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РК Назгуль Рахметуллина