Банки обязали уведомлять клиентов об увеличении тарифов за 3 месяца: изменения в правилах банковских услуг

АРРФР РК постановлением от 28 августа 2025 года внесло поправки в Правила предоставления банковских услуг и рассмотрения банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обращений клиентов, сообщает prosud.kz.
Уточнен заголовок документа: "Правила предоставления банковских услуг, раскрытия информации и рассмотрения банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг".
Внесено дополнение, в котором говорится:
На своем интернет-ресурсе банк обеспечивает размещение калькулятора для расчета ежемесячных платежей по банковскому займу с использованием методов дифференцированных и аннуитетных платежей, а также дополнительных методов погашения займа в соответствии с внутренними правилами банка.
До принятия решения о предоставлении банковского займа банк осуществляет мероприятия, предусмотренные постановлением Правления Нацбанка РК от 23 декабря 2019 года № 248 «Об утверждении Правил заключения договора банковского займа, в том числе требований к содержанию, оформлению, обязательным условиям договора банковского займа, форм графика погашения займа и памятки для заемщика - физического лица».
Кроме того установлено, что по заявлению клиента после полного погашения задолженности по займу банк безвозмездно в срок не более 3 рабочих дней со дня получения заявления представляет в письменной форме справку об отсутствии задолженности.
Также правила дополнены следующей нормой:
Банк изменяет в сторону увеличения тарифы по платежам и переводам физических лиц после уведомления клиента не менее чем за 3 месяца до предполагаемой даты изменения тарифов.
Меняется порядок рассмотрения обращений клиентов.
Срок рассмотрения обращения клиента составляет не более пятнадцати рабочих дней со дня поступления обращения в банк.
В случае необходимости установления фактических обстоятельств срок рассмотрения обращения продлевается на пятнадцать рабочих дней, имеющих значение для правильного рассмотрения обращений. Клиент извещается о продлении срока в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о продлении.
Банк принимает решение о согласии с предложенными изменениями в условия договора банковского займа на срок не менее трех месяцев без требования выплаты комиссий и иных платежей по договору банковского займа при подаче заявления о внесении изменений в условия договора банковского займа заемщиком - физическим лицом:
- относящимся к социально уязвимым слоям населения в соответствии с законом «О жилищных отношениях»;
- пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.
Решение о согласии с предложенными изменениями в условия договора банковского займа, заключенного с заемщиком - физическим лицом, принимается при условии снижения среднемесячного дохода заемщика, рассчитанного за два месяца, предшествующие месяцу обращения заемщика с заявлением, более чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом заемщика, рассчитанным за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения заемщика с заявлением либо назначения адресной социальной помощи.
Постановление вводится в действие с 3 ноября 2025 года, за исключением норм, которые вводятся со 2 июля 2026 года.