Правила выписки ЭСФ обновили в Казахстане

Сегодня, 10:28
Автор материала: Эльмира Караева
Налоги, пошлины, калькулятор, коммунальные услуги, квитанция, квитанции, налогообложение, налог, платеж, платежи, оплата, коммунальные услуги, коммунальные платежи, коммуналка, квартплата, коммунальный платеж, жилищно-коммунальные услуги, повышение тарифов за коммунальные услуги, долг за коммунальные услуги, задолженность за квартплату Фото: pexels

Министр финансов приказом от 28 сентября 2026 года утвердил в новой редакции Правила выписки счета-фактуры и ее новую форму, сообщает prosud.kz.

В правилах выписки счета-фактуры обновлена терминология: вместо ИС ЭСФ используется понятие цифровой системы электронных счетов-фактур.

Счет-фактура выписывается участником ЭСФ в электронной форме в цифровой системе электронных счетов-фактур (система ЭСФ), за исключением случаев, когда налогоплательщик выписывает счет-фактуру на бумажном носителе.

Уточнено, что ЭСФ удостоверяется ЭЦП в соответствии с Цифровым кодексом.

При регистрации в системе ЭСФ участнику ЭСФ присваиваются следующие статусы:

  • физическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель либо лицо, занимающееся частной практикой;
  • юридическое лицо (структурное подразделение юридического лица).

Регистрация юридического лица (структурного подразделения юридического лица) в качестве участника ЭСФ производится исключительно руководителем юридического лица (структурного подразделения юридического лица), который назначается по решению учредителя (учредителей) юридического лица или на основании принятого решения юридического лица о назначении руководителя в структурное подразделение юридического лица.

Участник ЭСФ, зарегистрированный под статусом "физическое лицо", не выписывает ЭСФ, за исключением случая, когда такое физическое лицо является уполномоченным представителем, работником участника ЭСФ – юридического лица (структурного подразделения юридического лица), индивидуального предпринимателя либо лица, занимающегося частной практикой.

Регистрация участника ЭСФ по каждому статусу производится посредством биометрической идентификации и после удостоверения ЭЦП отдельного соглашения.

При этом биометрическая идентификация за юридическое лицо производится в установленном порядке, за исключением лиц с инвалидностью, имеющих расстройства функций организма, не позволяющие прохождение биометрической идентификации, а также лиц, по которым отсутствуют биометрические данные в Национальном реестре индивидуальных идентификационных номеров.

Соглашение за юридическое лицо (структурное подразделение юридического лица) одновременно удостоверяется посредством:

  • ЭЦП, выданной руководителю данного юридического лица как физическому лицу;
  • ЭЦП, выданной юридическому лицу, в которой содержится индивидуальный идентификационный номер (ИИН) руководителя данного юридического лица;
  • прохождения биометрической идентификации руководителем данного юридического лица.

Помимо этого изменилась форма ЭСФ: уточнены ее разделы, реквизиты и категории поставщиков и получателей, в том числе для комитентов, комиссионеров, экспедиторов, лизингодателей, лизингополучателей и участников совместной деятельности.

ЭСФ состоит из следующих разделов:

  • общий раздел;
  • реквизиты поставщика;
  • банковские реквизиты поставщика;
  • реквизиты получателя;
  • реквизиты государственного учреждения;
  • реквизиты грузоотправителя и грузополучателя;
  • договор (контракт);
  • реквизиты документов, подтверждающих поставку товаров, работ, услуг;
  • данные по товарам, работам, услугам;
  • данные по товарам, работам, услугам участников совместной деятельности;
  • реквизиты поверенного (оператора) поставщика;
  • реквизиты поверенного (оператора) получателя;
  • дополнительные сведения;
  • сведения по ЭЦП.

Также изменена нумерация отдельных граф, что важно учитывать при заполнении ЭСФ и настройке учетных систем. Уточнен порядок оформления ЭСФ при финансовом лизинге, в том числе заполнение граф о количестве, стоимости и идентификаторе товара.

При отклонении СНТ исправленный ЭСФ на ее основе необходимо выписать не позднее трех рабочих дней. Если к аннулируемому ЭСФ был дополнительный ЭСФ, его восстановление производится в течение семи календарных дней с даты выписки исправленного ЭСФ.

Приказ вводится в действие с 13 октября.