Как совершенствуется правовое регулирование деятельности судебной системы – Петр Афанасиади

26.04.2023
Алан Марат
gov.kz
Читайте нас в

Подписанные главой государства поправки, направленные на совершенствование процессуального законодательства, внесут изменения в работу судебной системы. От избрания председателей районных судов, до устранения влияния силовых органов на судей, объяснил коpреспонденту prosud.kz судья Павлодарского областного суда Петр Афанасиади.

– В конце марта 2023 года глава государства подписал законы, которыми внесены существенные изменения и дополнения в правовое регулирование деятельности судебной системы. В чем их необходимость?

– Да, действительно, президент подписал Конституционный закон, а также закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования процессуального законодательства и реформирования судебной системы».

Они направлены на реализацию поручений, озвученных в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года. Это большой спектр вопросов, который включает в себя применение выборных механизмов при назначении на должности председателей судов, внедрение элементов выборности судей Верховного суда, принятие мер к устранению влияния силовых органов на судей, реформирование института апелляции.  

– Как теперь будут избираться председатели районных судов и в чем значение данной новеллы? 

– С 1 января 2024 года начнут действовать нормы, предусматривающие механизмы выборности председателей районных судов. Эта процедура еще будет дополнительно урегулирована регламентом Высшего судебного совета и регламентами областных судов. Закон определяет следующий порядок. При наличии вакансий должностей председателей районных судов Высший судебный совет будет размещать соответствующее объявление на своем ресурсе в интернете. Лица, претендующие на эти позиции, вправе подать заявления с приложением необходимых документов. Высший судебный совет проверит соответствие кандидатов установленным законом требованиям. Затем в соответствующий областной суд на рассмотрение будут внесены кандидатуры на альтернативной основе из числа лиц, самостоятельно подавших заявления, и из сформированного в установленном порядке кадрового резерва.

Из указанных лиц расширенное пленарное заседание областного суда избирает тайным голосованием на альтернативной основе кандидатуры и выносит соответствующее заключение. После этого избранные кандидаты получают право участвовать в дальнейшей процедуре отбора. То есть, судейское сообщество, хорошо знающее условия деятельности и потребности судебной системы, сможет само предложить кандидата из достойных, опытных, подготовленных судей, а избранный председатель будет обладать авторитетом среди судей, которые отдали за него свои голоса. 

Можно еще отметить, что для председателей районных судов отменяется ранее установленное законом ограничение на занятие должности этого уровня не более двух раз. То есть, потенциально одно лицо может быть назначенным на должность председателя районного суда неограниченное количество раз. 

– Как изменится порядок формирования состава Верховного суда РК?

– Здесь тоже внедряются элементы выборности. Кандидатуры будут рекомендоваться Высшим судебным советом непосредственно главе государства для внесения в Сенат на альтернативной основе. Если раньше на одну вакантную должность рекомендовался и представлялся один кандидат, то теперь их должно быть не менее двух. Сенатом будет сделан окончательный выбор. Это должно повысит объективность отбора судей Верховного суда и создать условия для того, чтобы должности в высшей судебной инстанции занимали наиболее достойные кандидаты. 

– Как и для чего будут создаваться межрайонные суды? 

– Конституционным законом предусмотрена возможность образования в нескольких административно–территориальных единицах одного межрайонного суда. Цель этой законодательной поправки – оптимизация судебной нагрузки и расходов на содержание судов, а также сокращение позиций председателей. 

Например, имеет место ситуация, когда в двух соседних районах судами рассматривается небольшое количество дел и нагрузка на судей значительно ниже норматива. В то же время в каждом из этих судов есть председатель и еще 1–2 судьи, то есть 4–6 судейских должностей на два района. Также надо учесть наличие канцелярии суда и расходы на содержание здания. А фактически для надлежащего отправления правосудия на территории этих двух районов достаточно одного двухсоставного межрайонного суда.  

Может возникнуть вопрос территориальной, транспортной доступности жителей районов до образованного межрайонного суда. Но, во–первых, это обстоятельство будет учитываться при решении вопроса о создании такого суда. Во–вторых, сейчас, во время развития высоких технологий, телекоммуникаций, интернета, в том числе и в сельской местности, вполне можно подать в суд иск, ходатайство, жалобу, и участвовать в судебных заседаниях дистанционно, в режиме онлайн. И, в–третьих  в тех случаях, когда процесс нужно провести в режиме офлайн, суд будет принимать меры к обеспечению явки сторон либо же проведет выездное судебное заседание. 

– Как новый закон реализовал поручение президента по устранению влияния силовых органов на судей?

– Общество и государство заинтересованы в том, чтобы судьи были действительно независимыми. Важной гарантией обеспечения независимости является судейский иммунитет, включающий в себя и особый порядок, условия привлечения судей к различным видам ответственности, применения к ним специальных мер со стороны правоохранительных органов. Теперь законодательно установлено, что специальные оперативно–розыскные мероприятия в отношении всех судей могут проводиться  только с санкции генерального прокурора РК. Прежде такими полномочиями были наделены все прокуроры областей. 

– Как будут расширены полномочия Высшего судебного совета? 

– Высший судебный совет – автономный государственный орган, обеспечивающий конституционные полномочия президента по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности. Ряд принятых поправок направлен на дальнейшее усиление статуса Высшего судебного совета. Так, Высший судебный совет будет решать вопросы продления срока пребывания в должности судьи по достижении пенсионного или предельного возраста, прекращения полномочий судей, внеконкурсного назначения судей в случаях, предусмотренных законом. 

Раньше эти вопросы рассматривались ВСС по представлению Верховного суда. К компетенции председателя ВСС будет относиться приостановление полномочий действующих судей. Также с 15 июля следующего года в ведение ВСС будет передана Академия правосудия, занимающаяся вопросами переподготовки и повышения квалификации судей.

– Какие изменения претерпит институт апелляции?

– Новый закон предусматривает изменение полномочий апелляционного суда, который теперь должен принимать решения по существу, без возврата дела в первую инстанцию, обеспечивая полноту, всесторонность и объективность судебного разбирательства. 

Прежде действовавшие правила определяли, что при установлении некоторых процессуальных нарушений апелляционная инстанция отменяла решение суда и возвращала дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Теперь в случае выявления таких нарушений апелляция должна отменить обжалованное решение и рассмотреть дело по правилам суда первой инстанции. Это направлено на исключение волокиты при рассмотрении дел, сокращение сроков разрешения споров и вступления судебных актов в законную силу.