Куда обратиться, если продавец не ответил на претензию

29.09.2022
Алан Марат
gov.kz
Читайте нас в

Закон «О защите прав потребителей» предусматривает обращение к продавцу с претензией об устранении нарушения прав потребителя. Претензию можно составить и при убытке из-за недостатков товара и услуг, сообщает prosud.kz.

Предусмотрена ли административная ответственность, если продавец не ответил на претензию потребителя? В какие сроки необходимо обратиться в уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей, чтобы привлечь правонарушителя к ответственности? На эти вопросы ответила руководитель департамента по защите прав потребителей СКО Лазьм Мияшева.

Обязанности продавца

Согласно статье 42-4 закона продавец обязан рассмотреть претензию потребителя. В случае несогласия с требованиями потребителя в течение 10 календарных дней со дня получения претензии, он обязан представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально.

Если в установленный срок продавец не ответит на претензию письменно или откажется устранить нарушения, а также откажется принять участие в рассмотрении потребительского спора в досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в территориальный департамент по защите прав потребителей. 

Наказание за игнорирование претензии

Лазьм Мияшева отметила, что в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 190 КоАП предусмотрено предупреждение за неисполнение продавцом (изготовителем, исполнителем) обязанностей по представлению письменного ответа на претензию в срок.

Согласно ч. 6 ст. 190 КоАП, если данное деяние совершается повторно в течение года после наложения административного взыскания, то это влечет штраф на физлиц в размере 10 МРП, на малый бизнес – в размере 20 МРП, на средний бизнес – в размере 30 МРП, на крупный бизнес – в размере 50 МРП.

Сроки 

В соответствии с п. 2 ст. 42-5 закона потребитель вправе обратиться в госорганы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, не позднее двух месяцев с момента обращения к продавцу с претензией.

На основании ч. 1 ст. 62 КоАП лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Формы претензии

Лазьм Мияшева рекомендовала оформлять обращения к продавцу в форме претензии с требованиями об устранении им нарушений прав и законных интересов потребителя.  

Претензия потребителя к продавцу вручается нарочно либо направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, либо по адресу электронной почты продавца.

При этом если претензия вручается нарочно, то обязательно нужно оставлять себе копию документа с отметкой продавца о его получении.

Если продавец своевременно не отвечает на претензию, то нужно обращаться в территориальный департамент Комитета по защите прав потребителей по месту нахождения объекта торговли.