Судья Нурлан Дауылбаев: Как казахстанцы становятся жертвами мошеннических схем

20.03.2023
Алан Марат
prosud.kz
Читайте нас в

Судья суда №2 города Тараз Нурлан Дауылбаев в беседе с корреспондентом prosud.kz объяснил рост количества уголовных дел по фактам мошенничества и рассказал, как казахстанцы сами становятся участниками мошеннических схем.

– Как часто казахстанцы обращаются в суд по фактам мошенничества? 

– Как показывает судебная практика, количество обращений граждан в правоохранительные органы по фактам мошенничества напрямую связано с экономическим кризисом в Республике Казахстан. Так, всплеск обращений по сравнению с другими годами наблюдался в 2008, 2014 и 2020 годах и именно в этот период в стране был экономический спад, девальвация тенге.

Если обратиться к статистике, то мы наблюдаем следующую картину поступлений в суды Жамбылской области уголовных дел по фактам мошенничества, то есть по ст. 190 УК:

  • 2020 – 89 дел,
  • 2021 – 118 дел,
  • 2022 – 132 дела.

– Почему на ваш взгляд количество таких дел растет?

– Как было указано выше, количество дел о мошенничестве напрямую связано с экономическим кризисом. В связи с этим можно резюмировать о том, что падение экономического благосостояния граждан как следствие ведет к росту уголовных правонарушений в виде мошенничества. В период кризиса граждане, желая улучшить свое материальное положение и изыскивая пути для этого, становятся более легкой жертвой для мошенников.

– С какими видами мошенничества наиболее часто сталкиваются граждане?

– Наиболее распространенными видами мошенничества на сегодняшний день являются хищение путем обмана или злоупотребления доверием, когда:

  1. Потерпевший желает устроиться на работу;
  2. Потерпевший желает получить определенные блага в рамках социальной политики государства (например, получение арендного жилья, земельного участка, погашение кредита или же снижение его процентной ставки и пр.);
  3. Проиходит злоупотребление доверием пользователя информационной системы (интернет – мошенничество);
  4. Получаются кредиты на других лиц по онлайн-связи или через мобильные приложения, о чем потерпевшим становится известно через определенное время, когда не проводится ежемесячное погашение кредитной задолженности.

– В чем сложность таких дел?

– Практически по всем видам мошенничества имеется определенная наработанная практика как судебная, так и досудебная. Однако, на сегодняшний день растет количество интернет – мошенничеств. Это практически новый вид мошенничества, в котором используются следующие схемы:

  • объявления о продаже на интернет-площадках, где мошенники-продавцы просят перечислить деньги за товар, который впоследствии жертва не получает;
  • объявление о покупке, где мошенники спрашивают реквизиты банковской карты и (или) CMC-коды якобы для перечисления денег за товар, после чего похищают деньги с банковского счета;
  • продажа товаров идентичных оригинальным через интернет сайты-«двойники» либо лже-интернет магазины, где мошенники привлекают своих жертв заниженными ценами и выгодными предложениями;
  • мошенники пользуются чужой страницей в социальной сети, и под видом друга (родственника) просят перечислить им деньги или сообщить данные вашей карты якобы для перечисления вам денег;
  • мошенники запускают вирусы в телефон, предлагают пройти по «зараженной ссылке» и получают доступ к банковской карте, привязанной к телефону;
  • фишинг, получение доступа к конфиденциальным данным, хищение денег со счетов лиц, с использованием неправомерного доступа к банковской карте жертвы.

Рост числа интернет-магазинов, создание систем предоставления банковских услуг посредством глобальной сети, развитие платежных систем, получение онлайн-кредитов и многое другое способствует тому, что все больше и больше людей доверяют безналичным расчетам, забывая о том, что даже в виртуальной экономике действуют криминальные схемы.

В настоящее время существующие методы расследования по выявлению и раскрытию корыстных преступлений, совершаемых в сети Интернет, не отражают всю специфику деятельности правоохранительных органов. Если сравнивать мошенничество в сети Интернет и обычное мошенничество, то можно увидеть по сути две противоположные картины. По сравнению с традиционными видами мошенничества интернет-мошенничество является достаточно молодым видом преступления, в связи с чем, отсутствует достаточно эффективная теоретическая и практическая базы по расследованию данных преступлений.

– Каким образом казахстанцы вовлекаются в мошеннические схемы?

– К сожалению, граждане сами зачастую являются участниками мошеннических схем. В последнее время широкой распространение приняли дела, когда граждане, не имеющие возможности официального получения кредита в банковских структурах, обращаются к торговым представителям крупных компаний. Они обещают получить указанным лицам необходимую сумму денег в обмен на оформление на таких лиц товарного кредита, который торговые представители или же выполняющие от их имени лица обещают покрыть сами. На первых порах, в течение 1-3 месяцев происходит покрытие оформленных кредитов. При этом нуждающийся в деньгах гражданин получает только необходимую для него сумму, дав согласие на оформление на его имя большого товарного кредита. После оформления товар перепродается уже третьим лицам по более низкой цене.

Когда наступает невозможность ежемесячного погашения кредитных ставок, банки начинают обращаться к гражданам, оформившим на себя товарные кредиты с требованием о погашении кредитов. В итоге граждане, получившие лишь незначительную сумму необходимых денег, оказываются вовлеченными путем обмана в банковские операции, и оказываются должниками по оформленному на него кредиту на большие суммы. Имели место факты, когда граждане, сами того не подозревая, получив незначительную сумму, оказывались должниками сразу же в нескольких банках, куда их документы направлялись сторонними лицами.

– В целом, насколько велик шанс у казахстанцев вернуть свои средства?

– Все зависит от количества потерпевших, размера похищенного имущества и рецидива в действиях виновного лица. В большинстве случаев мошенники, пытаясь смягчить свое наказание или же стремясь получить наказание, не связанное с реальным лишением свободы, пытаются погасить причиненный ущерб. Этому способствует и сложившаяся судебная практика, при которой в случае полного возмещения вреда и отсутствия рецидива суды, как правило, назначают наказание, не связанное с лишением свободы, так как в приоритете возмещение потерпевшей стороне причиненного преступлением вреда.