Запреты и проверки отрицательно скажутся на товаропроизводителях – Рустам Ахметов

14.12.2022
Алан Марат
пресс-служба АЗРК
Читайте нас в

Первый заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов рассказал о работе госоргана по стабилизации цен на продукты, сотовую связь и такси, сообщает prosud.kz.

– Расскажите, почему произошел рост цен на продукты в 2022 году? 

– Из 19 позиций социально-значимых товаров потребления девять – импортозависимы. Казахстан как часть мирового рынка так или иначе зависит от мирового ценообразования, где в текущем году по данным ФАО также наблюдалось удорожание цен на 35%. Это привело к росту цен на социально-значимые продовольственные товары и в Казахстане, на 21,3% на текущий момент.

В пример приведу сахар, импорт которого составляет 58%. Четыре действующих завода в значительной степени зависят от поставок сахарного тростника. В результате из-за ограничений вывоза сахара в соседних странах стоимость сахара в Казахстане резко поднялась.

К тому же данные четыре завода сильно закредитованы. У них не хватает оборотных средств. Единственный поставщик, который снабдил их кредитными средствами, сейчас занимает 90% оптового рынка реализации сахара и является крупным монополистом, который продает сахар другим посредникам и торговым сетям. Мы проводили расследования по его влиянию на стоимость, где обнаружено завышенное ценообразование. По данному вопросу будем принимать меры реагирования.

– Что АЗРК принимает для того, чтобы избежать ограничений при реализации сахара на монополизированным рынке?

– Мы предлагаем реализовывать продукцию на товарной бирже, учитывая, что сахар давно уже является биржевым товаром. Также правительство планирует снабдить заводы оборотными средствами от двух дополнительных субъектов рынка: СПК и торговых сетей. Это позволит сахарным заводам получить оборотные средства на покупку сырья и стабилизировать ценообразование на рынке. В связи с этим уже в следующем году такого резкого скачка стоимости сахара, как в текущем году, не должно быть.

Многие меры по стабилизации цен несут административный и нерыночный характер. Например, ограничения на вывоз продукции, товарные интервенции, льготное кредитование сетей, ограничение торговых надбавок и пр.

Это все не способствует стабильности в сфере АПК и у сельхозпроизводителей нет уверенности в том, что получит ли он завтра урожай или необходимую прибыль. В результате это негативно влияет на развитие товаропроизводства и зачастую фермер вынужден переходить на другие рынки, где меньше запретов. Тогда усугубляется импортозависимость на отдельных товарных позициях. В связи с этим, для нас ключевым направлением работы является не контрольные мероприятия, а развитие сельхозтоваропроизводства.

Нам надо акцентировать внимание на господдержку для увеличения объемов выпуска продукции, а не снижение цен. Необходимо сокращать объемы экономически неэффективных субсидий на удешевление продукции в сторону льготного кредитования на увеличение мощностей и объемов производства. Потому что, как показывает практика, эффект от удешевления незначительный. При этом, когда страна обеспечена собственной продукцией, ценообразование более стабильно».

– Ранее президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев говорил о необходимости демонополизации рынка сотовых операторов. Что нужно для этого сделать? 

– Во-первых, следует выделить из состава инфраструктурного оператора «Казахтелеком» субъектов смежных рынков – сотовых операторов. Во-вторых, ввести новых игроков через изъятие неэффективно используемого радиочастотного спектра (РЧС) с последующей реализацией государственного ресурса через конкурс – аукцион.

Раньше, когда было четыре оператора, у казахстанцев был выбор тарифов. Сейчас же, когда есть две компании и выбор людей ограничен. Тенденцию необходимо изменить.

– Казахстанцы также жалуются на непомерно высокие тарифы агрегаторов такси. Какие меры примет АЗРК при выявлении нарушений?

– АЗРК ведет расследование по тарифообразованию «Яндекс. Такси», который взимает комиссию в размере 17-20% и применяет динамичное ценообразование. В дождь, снег, праздники услуга для потребителей значительно дороже с учетом повышенного спроса. Если будут выявлены монопольно-высокие цены, то будут предприняты меры реагирования и снижена комиссия.

В целом цифровизация рынка такси в любом бы случае привела к монополизации рынка, так как здесь маржинальность невысокая. Агрегаторы зарабатывают на увеличении объемов услуг. С другой стороны, чем выше спрос на услуги агрегатора, тем выше его цена. С этим связано и увеличение тарифов. При этом, на данном рынке есть конкуренция. Помимо «Яндекс. Такси» есть InDriver, прочие агрегаторы и таксомоторные компании. Здесь уже решает клиент.