Об «изоляции» судей, неподкупности и выборности председателей – Марина Черняховская
Сделать правосудие гуманным и справедливым. Такую задачу поставил в своем послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев, сообщает prosud.kz.
Президент обозначил ключевые направления предстоящих кардинальных реформ, в том числе по качеству отправления правосудия, срочному обновлению и оздоровлению судейского корпуса. Об этом в интервью «Прикаспийской коммуне» рассказала судья Атырауского областного суда Марина Черняховская.
– Марина Романовна, президент страны подчеркнул, что судьи должны быть высококвалифицированными, честными и неподкупными. На каком уровне сегодня судейский корпус Атырауской области?
– Да, президент в своем Послании народу Казахстана на совместном заседании палат парламента отметил необходимость обеспечить верховенство права и качество отправления правосудия. В осуществлении правосудия большая роль принадлежит личности судьи, его идеологической зрелости, нравственным устоям, профессиональному мастерству. Одной из главных характеристик личности судьи является его осознание профессионального долга, чести, профессионального правосознания, творческого подхода к своей работе.
Сегодня судейский корпус в Атырауской области настолько стабилен, содержателен и независим, он пополняется новыми кадрами, но и молодые судьи высококвалифицированные и грамотные.
– По словам главы государства, в первую очередь предстоит обеспечить равный статус всех судей, снизив их зависимость от вышестоящих коллег. Поясните.
– Принцип независимости судей является признанным мировым сообществом международно-правовым принципом организации судебной деятельности, и при отправлении правосудия означает самостоятельность, отсутствие подчиненности и подотчетности судьи при рассмотрении конкретного спорного частного или публичного материально-правового отношения от какого бы то ни было постороннего воздействия на него со стороны любых физических, должностных лиц государственных органов, в том числе вышестоящих судебных инстанций и судей. Но это не значит, что судья должен быть в «изоляции» от всего. У судьи может быть наставник, к которому он может подойти и подкорректировать свое решение в свете правоприменения, азы судопроизводства и практика оттачиваются на судейских семинарах.
Если судья вынес неправосудное решение, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
– Многие позиции председателей судов намечается преобразовать в судейские должности. И Касым-Жомарт Токаев предложил применить выборные механизмы при отборе самими судьями кандидатур на должности председателей судов и председателей судебных коллегий. Для чего это необходимо?
– Данный вопрос давно ходил в судейских кругах. Подобная практика существует во многих развитых странах. Порядок формирования кандидатур приобретет еще более желаемые результаты. Коллектив знает каждого, его профессиональные качества, коммуникацию, отношение к работе, поэтому сдвиги в этом направлении положительны.
– Намечается создать соответствующие стимулы и условия для привлечения в сферу сильных юристов, а для повышения самостоятельности судей укрепить статус Высшего судебного совета. В ведение Совета передадут вопросы подготовки кандидатов в судьи, повышения квалификации, продления предельного возраста, приостановления и прекращения полномочий действующих судей. По мнению Главы государства, данный государственный орган должен стать полноценным институтом с четкими кадровыми функциями, начиная с отбора и заканчивая рекомендациями по назначению судей всех уровней.
– На Высший судебный совет возлагаются большие надежды. Его деятельность направлена на качественный подбор кадров. Сейчас ставится вопрос о привлечении в качестве судей нотариусов, адвокатов, налоговиков, преподавателей права, которые не работали в судебной системе.
– В послании отмечалась важность искоренения влияния силовых органов, административного давления на судей.
– Административное и силовое давление идут рука об руку. Судебная система в Республике Казахстан не подвержена сильнейшему административному давлению, в ней нет места этому факту. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. И у нас созданы административные суды, которые регулируют процедуры рассмотрения споров, инициированных гражданами, с государственными органами.
– Каждый отмененный судебный акт, при вынесении которого судья допустил грубую ошибку, должен проверяться судебным жюри. Намечается также пересмотреть институт оценки и привлечения к ответственности судей по критерию «качество отправления правосудия». В Атырауской области имеют место отмененные судебные акты?
– Конечно, суд не стоит на месте, апелляция корректирует решения судов, если судебная практика не согласуется с выводами суда. Хочется отметить, что в Атырау не было фактов направления судей на судебное жюри, это будет нонсенс.
– Ставится вопрос о реформировании института апелляции (не должен быть возврат дела в первую инстанцию). Поясните.
– Апелляционная инстанция – это одна из важных судебных инстанций, поэтому вопрос об упразднении не ставился. Ранее суд апелляционной инстанции был поставлен в жесткие рамки. Он проверял законность, обоснованность только в пределах доводов жалобы, а сейчас апелляция, как суд первой инстанции, более полно рассматривает дела.
– Расширится сфера административной юстиции, в процедурно-процессуальный кодекс передадут широкий круг административных проступков и гражданско-правовых споров с государственными органами. Это на что-то повлияет?
– Глава государства в послании отметил необходимость расширения сферы административной юстиции, что позволит сделать отечественное правосудие гуманным и справедливым. В связи с чем требуется ревизия законов на предмет возможности передачи в сферу административной юстиции споров и правонарушений. В целом АППК соответствует концепции «Слышащего государства».
– В Послании еще отмечено, что бизнес справедливо считает серьезным ограничением в защите своих интересов чрезмерные ставки судебной пошлины. Соответственно следует установить разумные размеры пошлины по имущественным спорам вместо существующих процентов от суммы иска.
– Про то, что ставки судебной пошлины в судах чрезмерно завышены, это на самом деле так. Предприниматели и граждане этот вопрос не раз поднимали. Но и сильно уменьшать размер госпошлины тоже не следует, поскольку низкая госпошлина может послужить катализатором необоснованных исков в суде.
– А какова сумма пошлин?
– Один процент по искам физических лиц, три процента по искам юридических лиц. Например, юридическое лицо подает иск на сумму 1 млн тенге, тогда госпошлина будет 30 тысяч тенге. А в практике суда были иски на полмиллиарда тенге, тогда и госпошлина соответственно высокая.
– Сейчас разрабатывается цифровой аналитический инструментарий, который призван обеспечить единообразие в отправлении правосудия. Глава государства отметил, что Верховному суду следует ускорить полноценное внедрение данной интеллектуальной системы.
– Информатизация судебных систем путем внедрения современных IT-технологий является сегодня одним из наиболее эффективных способов повышения уровня доступности и качества правосудия. Внедрение электронных сервисов правосудия сократит нагрузку на аппарат суда, повысит уровень открытости судебной системы, а главное – облегчит доступ граждан и бизнеса к судебной процедуре через сокращение расходов, обусловленных необходимостью физического присутствия сторон или привлечения профессионального представителя, расширит практику досудебного и внесудебного урегулирования. В настоящее время разбирательство споров осуществляется в онлайн-режиме, но если сторона хочет присутствовать на судебном заседании лично, то это не запрещается.