Как заработал институт примирения в Казахстане

17.08.2022
Алан Марат
gov.kz
Читайте нас в

Заместитель руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК Елдос Жумаксанов дал в 2017 году интервью Вестнику права в РК «Заңгер». В нем он оценил действие примирительных процедур в контексте введенного в 2016 году Гражданско-процессуального кодекса, сообщает prosud.kz.

Занимавший в то время должность судьи, координатора по примирительным процедурам ВКО Елдос Жумаксанов отметил, что введенный в действие с 1 января 2016 года ГПК РК уделил много внимания примирительным процедурам.

Впервые в истории страны особое внимание обращено на примирительные процедуры, что продиктовано рядом причин. В первую очередь, отсутствие конфликта в обществе является залогом успешного развития страны и стабильности в будущем. Во-вторых, развитие данного института приведет к уменьшению гражданских, административных споров, - Елдос Жумаксанов 

Выдержка из статьи координатора по примирительным процедурам ВКО Елдоса Жумаксанова:

Со времени вступления в силу закона «О медиации» в 2011 году был дан мощный толчок институту медиации. Одним из последовательных шагов стало принятие в мае 2014 года пилотного проекта по внедрению примирительных процедур в гражданском судопроизводстве с участием судьи. По итогам его реализации судами ВКО за 8 месяцев 2014 года с применением судебной медиации окончено 725 дел, в 2015 году - 3 577 дел (3,3%):

  • уголовных – 521 (13%);
  • гражданских – 1 812 (2,9%);
  • административных – 1 244 (3,1%).

По итогам 2016 года окончено 8 969 дел (8,4%):

  • уголовных – 853 (19,5%);
  • гражданских – 4 923 (7,4%);
  • административных – 3 083 (8,5%).

Согласно статистике, с 2014 года применение примирительных процедур возросло в три раза. Это результат работы всех судей ВКО, председателей судов, которые ведут огромную работу по пропаганде института примирения, включая встречи с населением, местными исполнительными органами, публикации статей, проведение семинаров и круглых столов.

Подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере примирительных процедур между Восточно-Казахстанским областным судом, Секретариатом Ассамблеи народа Казахстана ВКО, Центром медиации «Шаңырақ» и другими заинтересованными государственными органами.

В Доме Дружбы открыты «Учебный центр по медиации» и Кабинет медиации. Этому примеру последовали и регионы области.

Вместе с тем, в развитии примирительных процедур существуют вопросы, требующие решения. На основании п. 1 ст. 16 закона «О медиации» ведение реестра непрофессиональных медиаторов возложено на уполномоченный орган - акима района, города, поселка, села, сельского округа и т.д.

Но на деле этим фактически занимаются Верховный суд и Ассамблея народа Казахстана через Секретариаты на местах и местные суды. Применение медиации является одним из критериев рейтинговой оценки работы судов республики.

Еще одним аргументом для внедрения рейтинга является следующее.  В п. 5 ст.9  закона указано: деятельность медиатора не является предпринимательской.

Для полноценного раскрытия института медиации, на мой взгляд, необходимо через исполнительные органы размещать заказ на проведение тендеров (грантов) для организации обучения или повышения квалификации медиаторов с получением соответствующего сертификата.

26 января 2017 года председателем Верховного суда Кайратом Мами утверждено положение о реализации пилотного проекта по внедрению досудебного урегулирования споров (конфликтов) по отдельным категориям споров в порядке медиации. Срок – июль 2017 года.

Во исполнение плана работы и в целях пропаганды положения областным судом и судами области проводится разъяснительная работа с населением, круглые столы с участием судей, медиаторов, представителей прокуратуры и заинтересованных госорганов,  нотариальной палаты, палаты частных судебных исполнителей.

В рамках этих мероприятий представителями нотариальной палаты ВКО озвучены предложения по внесению изменений в закон «О нотариате» относительно исполнительной надписи, как одного из вариантов альтернативного разрешения споров.

Областной суд и Региональная палата ЧСИ, а также Региональная нотариальная палата заключили Меморандумы о сотрудничестве в применении альтернативных способов разрешения споров. Все это дает основания для уверенности в положительных результатах внедрения проекта.

Вместе с тем, считаю, что для достижения полноценной работы института медиации необходим ряд мер. Ввести на законодательном уровне обязательное досудебное урегулирование некоторых категорий споров (брачно-семейные, тру- довые, страховые, банковские, кор- поративные, земельные).

Оказание материальной поддержки медиаторам через тендеры (курсы, гранты) и оплату как правовой помощи, внесением изменений (дополнений) в законодательные акты.

Относительно предложения об обязательной досудебной медиации, думаю, что некоторые коллеги с данным предложением не согласятся, указывая на то, что теряется принцип добровольности, как смысл данного института.

Вместе с тем, цифры говорят о том, что население, стороны готовы и заключают медиативные соглашения. Для развития института на законодательном уровне необходимо ввести обязательную досудебную процедуру, и в этом нет нарушения принципа медиации. Государство обязывает обратиться к самой процедуре, но не как к ее обязательному проведению и заключению медиативного соглашения, где и работает принцип добровольности.