Новое научное направление в свете задач земельного законодательства – Елдос Жумаксанов
В Земельном кодексе РК нет понятия и определение объекта земельных отношений, тем более объектов земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения и их внутренней структуры, отметил кандидат юридических наук Елдос Жумаксанов, сообщает prosud.kz.
На основании сравнительного теоретического анализа и сопоставления правового режима земель можно прийти к выводу, что земли рассматриваемой категории делятся на виды:
- На земли природного ресурса.
- На земли государственной и частной собственности.
Разграничены внутренние структуры земель, характерная особенность структуры земель рассматриваемой категории. Земельные участки этой категории имеют сложный состав. Каждый самостоятельный его вид, регулируемый специальным законодательством РК, имеет свою внутреннюю структуру и самостоятельный правовой режим.
Из содержания ст. 31, 32, 33-40, 52-53 ЗК РК видно, что субъектами земли промышленности, транспорта, связи, обороны и других видов несельскохозяйственного назначения могут быть государство, граждане и другие юридические лица, предусмотренные в установленном порядке ЗК РК и иными законодательными актами.
Однако в этих и других нормах ЗК РК и в специальных законодательных актах рассмотренных нами, как составная часть источников земельного права, имеются объекты строительства (строения, сооружения), которые могут переходить в объекты собственности или использования для нужд промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного несельскохозяйственного назначения. В связи с этим земельные участки, занятые указанными объектами строительства (строения и сооружения), также переходят к тем субъектам права рассматриваемой категории, хотя об этом ничего не сказано, в рассматриваемых правовых актах, например, в законах РК «О связи» от 5 июля 2004 года № 567, «О государственной границе» от 13 января 1993 г., «О транспорте» от 21 сентября 1994 года и так далее.
Эти субъекты являются субъектами не только указанных объектов строительства, но и субъектами земельных участков, занятых этими объектами. Считаю целесообразным ст. 31 ЗК РК дополнить подпунктом п. 1 пунктом 4 следующего содержания: 4) передачи здания, строения, сооружения хозяйственного ведения в порядке, предусмотренном законами РК, влечет за собой права на земельный участок, который занят указанными строениями. Такая конструкция ст. 31 ЗК необходима, поскольку специальные законы о промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения не всегда рассматривают все субъекты, участвующие в этих правоотношениях.
Права и обязанности субъектов земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и других видов несельскохозяйственного назначения и других лиц, участвующих во всех видах этих земельных правоотношений, являются основным элементом правового режима земель этой категории. Без такого элемента правового режима невозможно осуществить роли, задачи земельного законодательства РК и реализации его норм.
Эти вопросы плохо отрегулированы специальным законодательством, принятым в республике. Поэтому при совершенствовании норм земельного законодательства РК и в области правового режима земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и других видов несельскохозяйственного назначения особо необходимо четко зафиксировать права и обязанности всех субъектов земельных правоотношений в области рассматриваемой категории земель.
Исходя из вышеизложенного, практическая значимость теоретической разработки, выводы и предложения по исследованию настоящей темы имеет новое научное направление в свете новых задач земельного законодательства РК.