Судья разъяснила возможность урегулировать спор в рамках АППК

12.04.2023
Алан Марат
gov.kz
Читайте нас в

Высокий процент удовлетворяемых исков говорит о том, что адморганами и вышестоящими органами ненадлежащим образом, порой даже формально, рассматриваются жалобы граждан и бизнеса. Однако нужно понимать, что есть свои плюсы досудебного урегулирования спора, объяснила судья Специализированного межрайонного административного суда СКО Татьяна Вьюхова, передает корреспондент prosud.kz.

Еще одно новшество в Административном процедурно-процессуальном кодексе – возможность урегулировать спор, вытекающий из публично-правовых отношений, путем заключения соглашения о примирении, о медиации и в порядке партисипативной процедуры, при наличии у ответчика административного усмотрения.

При содействии суда, реализации принципа активной роли, проведении примирительных процедур достигнуты положительные результаты в этом направлении.

В пример в суде привели данные за второе полугодие 2021 года. Так, миром окончено 85 дел, по таким категориям споров, как жилищные, земельные, имущественные, в сфере здравоохранения и антимонопольного законодательства. 

По данным 2022 года, всего миром было окончено 192 дела, по следующим категориям споров:

  • трудовые споры – 2 (медиация);
  • жилищные споры – 40 (примирение – 2, медиация – 38);
  • земельные споры – 26 (примирение – 7, медиация - 19);
  • имущественные споры – 5 (примирение - 2, медиация - 3);
  • в сфере государственных закупок – 1 (медиация);
  • налоговые споры – 2 (примирение – 1, медиация – 1). 

При этом, в суде отмечают, что важным инструментом защиты прав и интересов истца является установленный АППК досудебный порядок урегулирования спора. Каждый вправе обратиться в административный орган, к должностному лицу или в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов. 

Какие плюсы досудебного урегулирования спора?

  • исправить допущенную ошибку может сам адморган, вышестоящий орган или должностное лицо;
  • оно позволяет участникам адмпроцедуры максимально быстро разрешить спор, достичь нужного результата, сэкономить время и средства.

Высокий процент удовлетворяемости исков говорит о том, что адморганами и вышестоящими органами ненадлежащим образом, порой даже формально, с оттенками корпоративной солидарности, рассматриваются жалобы граждан и бизнеса.

На постоянной основе судом проводится работа с адморганами по разъяснению законодательства, изменение подходов и методов работы адморганов, акцентируя внимание на том, что административная юстиция является важнейшим атрибутом правового государства, опорой «слышащего государства».

Полное, всесторонне и объективное рассмотрение жалоб однозначно приведет к снижению рассмотрения споров в судебном порядке. Граждане и юридические лица также должны добросовестно пользоваться своими правами и исполнять обязанности. Однако не всегда этими лицами исполняются, предъявляемые к заявителям, требования законодательства.

Так, несвоевременное обращение к адморгану, предоставление неполного пакета документов, ненадлежащее заполнение соответствующих заявлений, установленного образца является основанием к отказу в принятии благоприятного адмакта или совершения адмдействия, а соответственно, и причиной возникновения спора и втягивания граждан (бизнес) в судебные тяжбы.

И даже если суд установит нарушение прав истца, то на их восстановление уйдет от 6 месяцев до 1 года, все это время гражданин (субъект бизнеса) будет связан с соответствующим лишением или ограничением, что также повлечет для него временные негативные последствия.

Поэтому гражданам и бизнесу необходимо также неукоснительно соблюдать требования законодательства, правильно формулировать обращения к адморганам, своевременно обжаловать бездействия адморгана, исключив и не предоставив адморгану «формальные» основания для отказа.